- Это в значительной степени зависит от того, куда ты хочешь попасть.
/Льюис Кэрролл/
В прошлый раз мы говорили о розничных продажах.
Что такое вообще опт и розница? Попробуем разобраться.
Российским гражданским законодательством чётко определено понятие розничной купли-продажи. В соответствии с п.1 ст. 492 ГК РФ, "по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью".
Определение розничного товарооборота установлено инструкцией Госкомстата России от 01.04.96 № 25, в соответствии с которой розничный товарооборот включает:
- продажу товаров за наличный расчёт населению;
- продажу товаров за наличный расчёт юридическим лицам (с соблюдением лимита расчётов наличными деньгами);
- продажу продовольственных товаров из розничной торговой сети по безналичному расчёту отдельным юридическим лицам (больницам, детским учреждениям, домам инвалидов и т.п.) для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения.
В законах РФ нет определения опта. Его можно встретить в документах ведомств, но оно не имеет законодательной силы. В словарях даются понятия опта как торговли товаром в больших количествах, партиями. Такое определение сложилось и является общепринятым. Учитывая сказанное, многие считают, что понятие оптовой торговли входит в обычай делового оборота.
В соответствии с п.1 ст. 5 ГК РФ "обычаем делового оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Данные обычаи законно применимы в соответствии со ст. 5, 6, 309 ГК РФ в случае неурегулированности каких-либо положений нормативными актами.
Получается, что нет чётких границ между оптом и розницей.
Предлагаю не вдаваться сейчас в особенности налогообложения опта и розницы, а разобрать примеры опта и отличить его от розницы.
Каковы задачи опта? Получить максимальную прибыль от последующей реализации, закупив по возможно более низкой цене, а продав по максимально возможной.
Розница | Опт | |
Стоимость бизнеса | Более высокая | Более низкая |
Наценка | Максимально возможная для товара | Максимально возможная для опта, т.е… стремящаяся к нулю |
Торговая площадь | Собственная | Чужая |
Объект продаж | Продукт | Продукт как деньги |
Субъект продаж | Конечный покупатель | Оптовик |
Скорость продаж в единицу времени | Минимальная | Максимальная |
Влияние рекламы | Максимальная | Минимальная, опосредованная |
Отношение покупателя к товару | Заинтересованное | Опосредованное |
Количество брендов | Максимальное | Как правило, ограничено |
Зависимость от человеческого фактора | Более низкая | Более высокая |
Ценность одного покупателя | Более низкая | Максимальная |
Роль продавца | Максимальная | Максимальная |
Кем могут являться продавец и покупатель в оптовых продажах?
Следующие сделки являются оптовыми или розничными?
- Завод-изготовитель продаёт партию своего конечного продукта заводу-изготовителю другого продукта (например, металлопрокат как сырьё для завода кузовных деталей);
- Компания перепродаёт партию то же самое заводу-изготовителю конечного продукта (тот же металлопрокат);
- Компания продаёт другой компании партию сырья, а та впоследствии реализует её оптом (например, каучук);
- Компания продаёт партию продукта другой компании, впоследствии перепродающей её оптом (например, инструменты);
- Компания продаёт партию продукта другой компании, впоследствии продающей её через собственную розницу (например, аккумуляторы);
- Компания продаёт партию продукта другой компании, впоследствии перепродающей её и оптом, и в розницу (автозапчасти);
- Компания продаёт партию своего продукта, являющегося сырьём для производства продукта другой компании, которая впоследствии включает конечный продукт в своё предложение (например, ресторан быстрого обслуживания закупает на рынке мясо);
- Компания продаёт партию своего сырья другой компании, впоследствии использующей её для собственных нужд (закупка мяса в столовую, готовящую обеды для сотрудников фирмы);
- Компания продаёт партию своего продукта другой компании – поставщику услуг, которая включает продукт в свое предложение (автохимия для автомойки);
- Компания продаёт партию продукта другой компании, впоследствии использующей её для собственных нужд (масла и нефтепродукты для машин компании);
- Завод-изготовитель продаёт партию продукта компании, впоследствии продающей её оптом (автооптика);
- Завод-изготовитель продаёт партию продукта компании, впоследствии продающей её через собственную розницу (автопокрышки);
- Завод-изготовитель продаёт партию продукта компании, впоследствии продающей её через собственную розницу и в опт (антифриз);
- Компания договаривается о продаже своей услуги в розничной сети другой компании (продажа полисов ОСАГО в сети комиссионных автомагазинов);
- …
Есть ещё какие-то возможные варианты? Очень много.
Для упрощения рассматривать будем случаи 4, 5 и 6 - компания приобретает партию продукта у другой компании, а далее продаёт её через оптом, в розницу, или одновременно.
Давайте посмотрим, чего ждут от сделки покупатель и продавец в опте.
Ожидания покупателя | Ожидания продавца |
А что ещё? |
А что ещё? |
Зачем нам все эти сравнения, кто что ждёт в сделках и кто чего дожидается?
Дело в том, что перед глазами стоит сцена переговоров нового менеджера по продаже газированной воды и менеджера по закупке магазина. Откровенно скучающий закупщик хочет свернуть встречу и уже третий раз аккуратно намекает о том, что ЛИЧНО ЕМУ от этой сделки ну вообще никак, а продажник по третьему разу продолжает отчаянно хвалить вкусовые качества газировки…
Сравним ожидания с тем, что происходит в действительности с участниками оптовой сделки.
Что происходит в действительности с покупателем | Что происходит в действительности с продавцом |
А что ещё? |
А что ещё? |
Можно ли уверенно знать в каждый момент времени, какие цены на данный продукт установлены у всех участников рынка и чем вызваны именно такие цены?
Мне представляется, что на самом деле это невозможно.
Конечно, иллюзию таких знаний можно создать, наняв армию маркетологов и сканируя цены конкурентов, но непрерывный поток информации всё равно не получить.
Дело в том, что прайс может ни о чём не говорить, и при реальной покупке дадут совершенно иную цену.
Второе, «вычислить» маркетолога если не с первого, так со второго раза вполне реально, и настоящую цену он тогда всё равно не узнает.
Третье, цена может измениться, и даже дважды, раньше, чем вернётся маркетолог. Если заказать большое маркетинговое исследование, результат будет тот же, только ещё дороже и ещё позже происходящих событий. Так что наша информация о цене на рынке может быть не столько своевременной, сколько обобщающей некий временной отрезок.
Для анализа поведения цен в течение какого-то отрезка времени она подходит, а вот для принятия решения не очень.
Но что даёт такое отсутствие знаний цен рынка?
Важную вещь. Мы не одни на рынке, и хотя бы в этом мы наравне.
Никто не знает сегодняшних цен, даже если все знают вчерашние.
При разговоре о ценах с покупателем, мы можем быть уверены, что он также не располагает полной картиной цен. Даже если клиент утверждает обратное.
«Возможные неисправности» и способы их устранения
Проблема | Позиция покупателя | Высказывания покупателя | Действия продавца |
Товар есть, цена устраивает | ОК, никаких проблем | «Цена не очень хорошая» | Не допустить поиска клиентом цены лучше. «Более низкая цена (у конкурентов) не поддержана наличием товара» |
Нужного товара нет | Возможно, покупатель готов ждать « | Хочу завтра» «У вас никогда нет нужного товара» |
Попытаться удержать клиента в ожидании. «Ваше время стоит нашей цены». «Наш товар раскупают до появления на складе, платите вперед…» |
Нужного товара нет | Подойдет другой товар | «Что там у вас еще» | Предложить другой товар. «На самом деле, нужный вам товар не настолько интересен, как вот этот…» |
Товар есть, но не устраивает цена |
Покупатель не уверен, что цена везде высока | «В фирме «А» мне называли другую цену» | Найти обоснованную причину увеличения цены. «Цены поднялись везде в связи с…» |
Товар есть, но не устраивает цена | Покупатель уверен, что цена везде ниже | «У вас плохие цены» | Работа по всей заявке покупателя. «Мы не можем изменить цену на позицию А, а на позицию Б цена вас вполне устраивает» |
Товар есть, но не устраивает цена | Покупатель уверен, что цена везде ниже | «У вас плохие цены» | «На самом деле, свойства товара улучшились, это практически другой товар, а старый товар снимается с производства…», |
Товар есть, но не устраивает цена | Покупатель уверен, что цена везде ниже | «У вас плохие цены» | Помимо товара, дать больше сервиса. «Зато мы даем гарантию, делаем доставку, предпродажную подготовку, подарки покупателям, бесплатно ставим образцы, делаем дизайн дисплея, наш мастер учит конечного покупателя пользоваться товаром у вашего прилавка и проч.» |
Товар есть, но не устраивает цена | Покупатель уверен, что цена везде ниже | «У вас плохие цены» | Найти 152-х миллионную причину без падения в цене. «Зато мы…» |
Товар есть, но не устраивает цена | Покупатель уверен, что цена везде ниже | «У вас плохие цены» | Подвижки по цене – в последнюю очередь. Потеря на партии или потеря на бонусе? А какой бонус может еще быть? |
Товар есть, но не устраивает цена | Покупатель уверен, что цена везде ниже | «У вас плохие цены» | Непосредственно перед использованием последнего довода уточняем: а тот ли это клиент, который нам нужен? Но нам нужен каждый клиент, не так ли? |
Товар есть, но не устраивает цена | Покупатель уверен, что цена везде ниже | «У вас плохие цены» | Последний довод - этот товар мы дадим вам с отсрочкой платежа, на реализацию, подарим… |
Вопрос: как найти и удержать клиента?
Способы поиска клиента | Способы удержания клиента | |
«Рациональные» |
А что ещё? |
А что ещё? |
«Эмоциональные» |
А что ещё? |
А что ещё? |
Об особенностях управления продажами предлагаю поговорить в следующий раз.
С уважением, Аркадий Мизернюк © 2012