«Очки сами по себе не несут знаний об окружающем мире»
Если честно, я не очень понимаю, зачем Вы вообще взялись читать эту статью. Что такого нового или ценного Вы в ней предполагаете найти по поводу продаж?
Дело в том, что ничего особенно нового в торговле ведь не предвидится, слишком давно она развита. Все современные «открытия» в этой области являются только попытками развития и синтеза того, что уже было раньше. Говорят, эффективные торговые площадки существовали уже за три тысячи лет до новой эры в Древнем Египте, в Древнем Китае – и тогда уже можно было купить оптом, продать в розницу. Были очень разные схемы оплаты, учитывалась сезонность, промоутеры зазывали клиентов в предприятия быстрого питания, существовал рынок инвестиций, а для постоянных покупателей во всех отраслях бизнеса имелись гибкие системы скидок. Брендинг двигал шёлковыми караванами межконтинентальной дальности, тогдашние торговые марки были известны от океана до океана.
В общем, о продажах всё можно узнать уже из курса истории. Но, судя по количеству продаж литературы и обучающих программ на эту тему, информация о продажах продолжает быть актуальна и востребована.
Делаю вывод – важнее знать не столько то, как продают «вообще», сколько то, как лучше это делать «лично мне».
Моих заслуг тут нет никаких, за это время запросто можно выучить торговать даже плюшевого мишку. Так что, в первую очередь, огромное спасибо тем, кто меня учил, вольно и невольно.
В свою очередь, просто брать на работу людей и попусту терять время, проводя эксперименты, кто из них научится торговать, а кто нет, мне не позволяла расчётливость.
Поэтому больше десяти лет я постоянно занимаюсь обучением своих сотрудников (говорят, это называется коучинг).
Последние три года меня по неосторожности допускают вести несколько разных тем не только своим сотрудникам, а ещё и вполне «посторонним» для меня гражданам, учащимся дневного и вечернего бизнес-курса «Менеджер по продажам» Школы Менеджеров «Арсенал». «Арсеналу» большое человеческое спасибо за доверие, учащиеся эти занятия хвалят, оценивают их нужность как высокую.
Как же после этого уступить эту часть рынка конкурентам?
Я такого по природе своей просто не представляю, поэтому пишу статью, надеюсь, понравится. Мне не жалко рассказать, где спрятаны швабры, на которые мы постоянно наступаем. Правда, вопросов в итоге станет больше, чем ответов.
Первый уровень, или «делай, как он».
Как научиться плавать? Нужно почувствовать воду, признать воду, уступить воде, стать ее частью. Как выжить в условиях опасности? Стать частью этой опасности. Как научиться продавать, где взять этот опыт? Да он же под ногами.
В прицел оружия видны только цели, ничего более. Целями является всё.
С точки зрения продаж, всё вокруг – сделки. Станем на эту точку.Попробуем видеть эти сделки.
Я с утра совершил несколько сделок: обменял ранний завтрак на возможность досмотреть утренний сон, выполнил несколько дел по дому (выполняя условия ранее заключенного договора), и заставил себя сесть писать эту статью, подкупив себя ожиданиями полезности.
Между нами говоря, ввиду того, что сегодня суббота, мне предлагался целый ряд других заманчивых сделок.
Но я был красноречив по отношению к себе, провёл среди себя определенную работу и сумел убедить себя в последующих выгодах этого действия, приобретя, в каком-то смысле, опцион.
Нужно научиться видеть продажи вокруг себя во всём. Всякий раз, покупая или продавая, делать это осознанно, видеть выгодность и невыгодность в сделках, своих и чужих, и анализировать предстоящие сделки. Не цвета, а их оттенки. Нужно иметь готовые сценарии и наработки по поводу предстоящих продаж. Есть люди, у которых это происходит неосознанно, но очень хорошо.
Присмотревшись, видно, что торговать умеют не только восточные люди, то есть этому можно научиться.
На первом уровне возможно или уметь продавать “от бога”, или же иметь рядом образцы для подражания. Нужно принять условия игры. Делая то же самое, что остальные менеджеры в отделе продаж, более опытные, можно начать сносно продавать.
Это, конечно, при условии, что данная отрасль бизнеса позволяет продавать без специфических знаний о товаре, используя только техники продаж. Подразумевается, что товар знаком на бытовом уровне, например, хлеб или вода.
Но бывает совершенно иначе.
Вариант ответа №1.
Candy у нас уже раскупили, пока ещё остались Whirlpool AWG 853, они как раз такие же - глубиной 33 см, 800 оборотов, и загрузка тоже до 4 кг. Что хорошо, они подешевле – 320 евро. Или вот есть еще Zanussi FL 904 NN, глубиной ещё поуже, 32 см, машина тоже фронтальная. Правда, загрузка чуть поменьше - 3,5 кг, но класс стирки выше – «В», а оборотов целых 900. Она как раз 350 евро, давайте выберем, что Вам больше подойдёт?
Ситуация может быть сложнее – требующиеся клиенту за 350 евро Candy стоят 370, причин тому в компании может быть миллион. Предложив их за эти 370 евро, Вы имеете право твёрдо рассчитывать, что данный клиент Вам больше никогда не позвонит. Просто нет времени, слишком много предложений на рынке.
Вариант ответа №2.
Давайте поработаем со всей Вашей заявкой, что ещё Вы планируете взять?
Вполне возможно, что нужны еще холодильники по 500, которые у Вас могут быть проданы по 485. Проработайте всю сумму заявки, и тогда станет видно, сможете ли Вы отдать стиральные машины по ожидаемой цене 350.
Но, вообще говоря, только знаний о товаре никак недостаточно, нужно научиться общению так, как это умеют наиболее удачливые продавцы данного товара. Подытоживая, можно сказать, что на первом уровне желательно слушать ушами, смотреть глазами, учиться подражать и изучать азбуку продаж данного продукта.
Второй уровень, или «как это у Вас получается?».
Нам придётся идти дальше. Чтобы идти дальше, нужно начать разбираться в механизме продажи. Все мы участвовали в розничных продажах, хотя бы и в качестве покупателя.
Давайте попробуем разобраться в том, чего ждут от сделки, а также друг от друга покупатель и продавец на примере всем понятной розницы. Впоследствии мы посмотрим особенности опта, чтобы понимать, что происходит и там.
Ожидания, потребности покупателя (розница) | Ожидания продавца |
А что ещё? |
А что ещё? |
Что мы можем отметить, добавить в ожиданиях ещё?
Что же обычно происходит на самом деле?
Есть ли разница по сравнению с ожиданиями?
В чём она выражается?
Что в действительности происходит с покупателем (розница) | Что в действительности происходит у продавца |
А что ещё? |
А что ещё? |
Начинаем анализировать сделку. Могут, мягко говоря, иметь место недостатки.
1. Мы вообще не продали, как ни старались.
2. Нас не устраивает цена, по которой произошла продажа.
3. На самом деле, мы продавали не тот продукт, который был куплен.
4. Конкуренты продают в тех же условиях больше, чаще и дороже.
5. На самом деле, продавец здесь был просто не нужен, купили бы без нас.
Бывает и похуже. Вы делали покупки, несмотря на чудовищные усилия продавца помешать этому? Просто бывает очень нужно купить какой-то товар. Характерно, что в большинстве таких случаев продавец уверен, что продал он.
Мы с Вами как раз те люди, кому очень нужно докопаться до сути. Отчего в этот раз продал, а в другой нет, кто продавал и кому продавал, и насколько быстро, и в котором часу? И в какой день недели, и какое было освещение, и в каком состоянии были покупатели, и о чём спрашивали, и заходили ли они до нас к конкуренту, и купили бы они, не будь нас перед ними, и тому подобное.
Только тогда возможно попытаться понять хоть какие-то закономерности.
Третий уровень, или «гни свою линию».
Научившись тому, что делают корифеи бизнеса, переняв у них подходы, повадки, словечки… скорее всего, не достигнешь их уровня продаж. Дело в том, что все мы совершенно разные люди. То, что хорошо для одного, никуда не годится для другого. Шутка одного человека, вызывающая смех, вызовет натянутость, будучи сказанной другим.
Мы же с Вами давно это замечали, давайте теперь применим к продажам.
У нас с Вами очень индивидуальные взгляды на мир и оттого разные подходы.
Нас окружающие тоже оценивают по-разному и ждут от нас, соответственно, совершенно разных вещей. Как соотнести наши жизненные ценности, сценарии поведения со свойствами товара, особенностями его продажи, а также наработками тех, кто его успешно продаёт?
Вероятно, надо найти свою товарную группу, свой путь, свой подход.
Нужна своя собственная модель продаж. Вот её никак не найти в книжках.
По этой дороге нужно пройти самому. Для поиска модели продаж “имени Вас”, придётся взять все известные Вам подходы и примерить на себя, на все виды сделок, которые Вы осуществляете, со всеми возможными видами покупателей, причём не мысленно, а практически.
При этом нужно, чтобы Ваши действия оценили со стороны, нужна обратная связь, иначе Вы как бы примеряете обновку без зеркала.
«В 100% случаев, когда я не бью по воротам, я не забиваю гол». У. Грецки
Олимпийскими чемпионами не становятся без ежедневных изнуряющих тренировок. Волшебство случится только в результате таких тренировок. Да и потом форму придётся поддерживать всегда.
Попробуйте назвать, не задумываясь, двадцать гроссмейстеров, если только Вы не фанат шахмат. Люди помнят лучших из лучших, так стоит ли приходить в продажи для массовки?
О моделях продаж, обратной связи, отличиях опта от розницы, особенностях развития компаний предлагаю поговорить в следующих статьях.
Аркадий Мизернюк © 2012