Главная страница Буквы Статьи о продажах

Продавец-фрилансер

Автор: Света Пряникова

Обычно говорят, что продавец, или торговый представитель, - это такой же специалист организации, как и другие, и для приема его на работу он просто обязан обладать профессиональными навыками и образованием - навыками и образованием продавца. Лучше, если они будут подкреплены документами об образовании или рекомендациями работодателей со списком трудовых подвигов. 

Словом, нанимаемые продавцы должны быть в состоянии выполнять свою работу по специальности. Казалось бы, совершенно справедливое требование. Однако, оно не всегда вписывается в нашу действительность, ведь иногда в отдел продаж берут людей, которым достаточно только занимать "активную жизненную позицию" и обладать хорошей коммуникабельностью. Остальное - в процессе работы: осмотрись, изучи ассортимент, посмотри, как другие это делают, и т.д. Дальше обычно говорят про наём и работу сегодняшних продавцов и делают выводы, что такая ситуация неоднозначна для компаний, где получение дохода сознательно отдано на откуп непрофессионалам.

Соглашусь, что профессионалы в продажах необходимы. Развивая тему дальше, давайте порассуждаем о фрилансе таких профи. Есть ли они сейчас на рынке? Если нет, возможно ли их появление в ближайшем будущем вроде фрилансеров среди программистов, дизайнеров, бухгалтеров, репетиторов? Оговорюсь, речь пойдет не о неприкаянных молодых людях с размытыми представлениями о трудолюбии и дисциплине, возомнивших себя свободными художниками. Скорее это профессиональный продавец со стажем, например, мама с маленьким ребенком, которая не хочет терять навыки, уходить с рынка труда и имеет потребность в заработке.

Посмотрим со стороны самого продавца. Имея те самые навыки продаж и бизнес-переговоров, продавец легко выбирает компанию-работодателя в любой области деятельности на рынке потребительских товаров. Конечно, в некоторых бизнесах есть свои ограничения выбора, связанные со сложностью продаваемой продукции и услуг. Может ли продавец быть фрилансером хотя бы в продажах по телефону? 

Для продавца-фрилансера выгоды традиционные - планирование своего рабочего времени, расчет необходимого дохода на основе знания собственной производительности и потребностей. Чтобы официально оформить свою работу и не потерять стаж, он может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, выставлять счета за оказанные услуги работодателю, самостоятельно заниматься социальным страхованием, пенсионными и прочими накоплениями.

Как все выглядит для работодателя? Начнем с аргументов "против". Самый весомый из них - невозможно заставить продавца работать удаленно, не имея на него прямого влияния и возможности держать постоянно "под присмотром".

Здесь мы возвращаемся к сути удаленной работы: не всем она подходит. Скорее всего, подойдет людям с высокой личной дисциплиной и с определенным опытом, который появляется при работе по найму. Чаще всего именно такие люди рано или поздно в своей карьере отвечают для себя на вопрос "так уж ли необходимо мне работать на кого-то". Следующим шагом, а иногда и заменяющим, появляется возможность открыть собственный бизнес. Но это подводит нас к обсуждению предпринимательских талантов, что лежит за рамками данной статьи. 

Есть множество других аргументов против фрилансеров-продавцов, помимо контроля на расстоянии вытянутой руки. Когда нет налаженной связи между продавцом и начальником, продавцом и складом, непросто отслеживать движение товара и обновление ассортимента. Под связью здесь понимается телефон, электронная почта, различные системы автоматизации отношений с клиентами. Командный дух тоже сложно выращивать, если его носители не сидят под одним и тем же кондиционером.

Итак, чем же может быть интересен продавец-фрилансер работодателю

С административной точки зрения иметь дело с внешним специалистом проще. Объяснение лежит на поверхности: уволить сотрудника по инициативе работодателя без судебных претензий можно не всегда. А расторгнуть договор оказания услуг значительно легче. Да и социальные взносы, которые составляют немалую долю расходов на персонал и которые не надо платить по такому договору, становятся дополнительным бонусом для работодателя. Именно такие соображения толкнули многие организации на вывод за штат части административного и обслуживающего персонала. Посмотрим, применимо ли это к продавцам.

Словосочетание "продавец-консультант" по отношению к фрилансеру приобретает  новое значение - это продавец, нанятый как внешний консультант. Зачем он вообще может быть нужен? Предположим, для выполнения разовой работы - увеличения продаж без раздувания штата, вывода нового товара на рынок и т.д. В идеальном случае, ответственность у такого внешнего специалиста должна быть даже больше, чем у наемного продавца в штате. Он конкурирует со штатными продавцами. У него нет возможности "просиживать штаны" за зарплату, которая есть у штатных продавцов.  На фрилансеров вряд ли будет распространяться система "соц.пакетов". Расходы на аренду офиса и на оргтехнику для удаленного работника равны нулю. А качество продаж? Как мы говорили выше, фрилансерами становятся самоорганизованные, самомотивирующиеся и опытные люди. Они догадываются, что расстаться с ними для организации проще, поэтому им есть смысл продавать лучше. 

Фактически у многих продавцов и тем более начальников отделов продаж почти свободный график. В этом смысле они, как и фрилансеры, самостоятельно планируют рабочее время, бывает так, что и план по продажам тоже. Если заключен трудовой договор, то такие продавцы как бы сидят на двух стульях: с одной стороны, полностью и за счет работодателя социально защищены, имеют постоянное место работы, а с другой стороны - сами себе хозяева. 

Не выгоднее ли нанять фрилансера даже из финансовых соображений? 

 

Статьи похожей тематики

Ждем ваших комментариев:

Поделиться статьей:

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон: 8 (924) 524-55-99

Skype contact Arkady5045599

 

 Заказать обратный звонок

Создать отдел, выполняющий план

 

Ваша команда будет выполнять планы продаж,

а не рассказывать, почему их нельзя выполнить.

 

Цитаты

...Какой же тренинг нужен продавцам, если у каждого из сотрудников ОП свои пробелы в знаниях и практических навыках?

На этом уровне никакой тренинг не нужен. Нужно следующее:

  • анализ знаний сотрудников, затем
  • сверка с результатами продаж, а затем
  • планирование обучения каждого сотрудника и тогда уже
  • планирование программы обучения для отдела.

Иными словами, по каждому продажнику нужно спланировать системную работу, а уже из суммы этих планов разобраться, кого, когда и чему будем учить.

 

 Читать статью

Дополнительные услуги

  • Расчет зарплаты и консультирование по вопросам трудового права
  • Составление «зарплатной» отчетности в ПФР, ФСС, ИФНС.
  • Установка и поддержка программы фирмы 1С «Зарплата и управление персоналом» (ЗУП) версии 8.3

Телефон: 8 (967) 719-86-30, или Заказать обратный звонок